ОАО НПО ЦКТИ
Конференция Невская Энергетическая Перспектива 2024
1977г. Орден Октябрьской Революции.
проектно-конструкторская деятельность опытно экспериментальные работы поставка энергооборудования расчетные работы разработка технологий сертификационные испытания. ицэо опытно-экспериментальная тэц. поставка электроэнергии. поставка теплоэнергии сервис энергетического оборудования

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
14-09-2012, 14:23
Ростехнадзор проверит собственную готовность к ядерным катастрофам

11 сентября 2012, 00:01

Регулятор привлечет экспертов, чтобы выяснить свою готовность к работе в случае аварийных ситуаций на АЭС

Константин Пукемов

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) решила выяснить насколько она готова к масштабным авариям на атомных электростанциях. Ведомство заказало провести эффективность своего функционирования «в условиях аварий на объектах использования атомной энергии и анализ состояния и полноты российской нормативно-правовой базы в области использования атомной энергии в свете уроков, извлеченных из аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи».

Исследователям предстоит выяснить достаточность людских, материальных и информационных ресурсов для анализа и прогноза аварий и для того, чтобы оценить насколько эффективно работает оператор АЭС в этих условиях для защиты персонала, населения и окружающей среды. C особым вниманием нужно будет проанализировать функционирование информационно-аналитического центра (ИАЦ) Ростехнадзора в условиях аварии — грубо говоря, понять насколько хорошо работают коммуникации, по которым будет приходить информация об аварии и какие существуют возможности для ее анализа.

Но самая важная задача заключается в проверке аспектов безопасности, значимость которых высветила авария на Фукусиме. К таким аспектам заказчик, например, относит обеспечение сейсмостойкости, безопасности АЭС при пожарах и затоплениях, а также внешних воздействиях, интенсивность которых значительно превышает проектные нормы. Нужно будет также понять, насколько служба готова к авариям с длительным полным обесточиванием либо с потерей конечного поглотителя тепла.

Как объяснил «Известиям» источник в отрасли, работа является продолжением анализа безопасности атомных объектов, который стартовал сразу после аварии на японской АЭС.

— На АЭС еще в прошлом году прошли масштабные, научные проверки, так называемые стресс-тесты. Сами электростанции и другие объекты «Росатома» уже проверили на готовность к непредусмотренным проектом ситуациям — к землетрясениям, отключению подачи энергии, затоплению, — объясняет собеседник «Известий», — теперь Ростехнадзор переходит к завершающей стадии этих проверок: выясняет состояние нормативной базы для работы в условиях аварии, анализирует собственные возможности для реакции на ЧП.

Эксперты считают, что роль регулятора важна не только для предупреждения аварии, но и при предотвращении последствий аварии. Поэтому, по их мнению, анализ эффективности Ростехнадзора нужен, а проверять главным образом нужно действенность рычагов воздействия регулятора.

— В докладе, который сделала парламентская комиссия Японии, расследующая причины аварии на Фукусиме отмечено, что как раз надзорный орган Японии, к сожалению, в данном конкретном случае не проявил достаточной принципиальности и те замечания, которые у него были по безопасности этого блока, не были устранены, — говорит директор программы Дирекции капитального строительства госкорпорации «Росатом» Сергей Бояркин, который считает при этом Ростехнадзор достаточно «жестким органом», который может обеспечивать безопасность в отрасли.

— Ситуация острого реагирования на аварию принципиально важна: если будут раздаваться разнокалиберные заявления, то будет происходит дезориентация. В случае аварии именно регулятор должен очень аккуратно высказаться о масштабах, причинах, оценке последствий и так далее. Эти вещи должны быть отлажены, отрепетированы, — резюмирует заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Игорь Линге.