Газета "Коммерсантъ", №149 (4934), 14.08.2012
Вопрос о том, во сколько обойдется Японии авария на "Фукусиме-1", остается открытым, но первые названные вчера цифры впечатляют — убытки местных операторов АЭС составили $46 млрд. По меркам отечественной энергетики сумма выглядит запредельной. Так, годовая выручка "Росэнергоатома", владеющего всеми российскими АЭС, составляет $6-6,5 млрд. Но и Японию потери отбросили в середину 2000-х годов. По подсчетам Bloomberg, постфукусимские убытки уже сравнялись с прибылью атомных энергокомпаний страны за последние семь лет.
И это только прямые потери, а есть и другие расходы. Недавняя национализация TEPCO (оператор "Фукусимы-1") обошлась правительству в $13 млрд. Притом, что капитализация компании падала на 94%. Оценки расходов на компенсацию ущерба от аварии варьируются от $31 млрд до $55 млрд. Есть еще и расходы на демонтаж самой пострадавшей АЭС (процесс, видимо, затянется лет на 30). Наконец, нужно учитывать и ущерб для экономики от остановки всех 50 атомных реакторов страны, не работающих с весны 2011 года. Пока японцы запустили лишь два, остальные АЭС замещаются обычными тепловыми электростанциями, работающими на импортном мазуте или сжиженном газе. Но это замещение условно: на островах по-прежнему действуют ограничения на потребление электроэнергии, в ряде районов они достигают 10%. К этому можно добавить и неизбежно растущие выплаты за выбросы углекислого газа, ведь Киотский протокол пока еще действует.
Теперь перед Японией встал следующий весьма затратный вопрос: нужно ли полностью отказываться от АЭС или можно обойтись более умеренными решениями? По опросам, закрытие мирного атома поддерживают до 70% населения страны. В 2011 году в аналогичной ситуации всплеска массовых антиатомных настроений решение об отказе от АЭС приняли, например, Германия, Швейцария и Италия. И только Риму будет относительно просто: на Апеннинах АЭС и так нет, поэтому все минусы для экономики ограничатся сохранением высоких цен на энергию. Остальным придется покупать билет на выход из атомной энергетики, а он дешевым не бывает.
Если Токио решится на "нулевой вариант", стране придется кардинально перестраивать энергетику. Потребуются затраты на вывод старых АЭС (до трети стоимости строительства новых блоков) и вложения в новую генерацию. Есть и плюсы — министр промышленности Японии Юкио Эдано недавно заявил, что "ядерный ноль" будет стимулировать развитие возобновляемых источников энергии и повысит эффективность энергетики в целом. Но чтобы получить профит от более эффективной энергетики, сначала надо в нее инвестировать, а оценить эти вложения пока никто не решился.