Независимая газета, 19.12.2011
Москва поставит Дели 42 "Сухих"
Владимир Скосырев
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх развеял сомнения в том, что атомная электростанция, построенная с помощью России, будет работать. Сингх заявил, что ее запустят через пару недель. Но стороны не подписали контракт о строительстве двух новых блоков на юге страны. Председатель комиссии Индии по атомной энергии сказал «НГ», что переговоры будут продолжены. Во время саммита в Кремле было подтверждено, что Москва поддержит включение Индии в число постоянных членов СБ ООН.
Встречи на высшем уровне между Россией и Индией проходят ежегодно. Они позволяют руководителям обмениваться мнениями по самым актуальным проблемам двусторонних отношений, которые официально именуются отношениями привилегированного стратегического партнерства. На сей раз наибольшее внимание СМИ привлекла судьба АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнад, построенной по российскому проекту.
Первый блок электростанции должен был начать работу в декабре, но пуск, как писала «НГ», пришлось отложить из-за протестов активистов антиядерного движения и местного населения. Длительная задержка могла привести к тому, что оборудование на станции выйдет из строя.
Находясь в Москве, Манмохан Сингх постарался рассеять сомнения в том, что АЭС будет сдана в строй. «Я уверен, что через пару недель мы сможем прийти к тому, чтобы «Куданкулам-1» начала действовать». А впоследствии, через шесть месяцев, очередь дойдет и до блока «Куданкулам-2», сказал он на совместной пресс-конференции с президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Индийское ТВ передает, что демонстранты, одно время блокировавшие станцию, не собираются отступать. Тем не менее правительство, очевидно, надеется как-то их утихомирить.
Однако стороны не смогли подписать ожидавшихся контрактов по энергоблокам № 3 и № 4. Глава Росатома Сергей Кириенко, как передало РИА Новости, не стал комментировать то, что произошло на переговорах. Пресса высказала предположения, что возникли разногласия о применении законов об ответственности за аварии на ядерных объектах, которые должны быть приняты индийским парламентом в этом году. Есть и другая версия. Подписание контрактов якобы могло еще сильнее накалить страсти, бушующие вокруг станции.
В беседе с «НГ» председатель комиссии Индии по атомной энергии Шрикумар Банерджи отметил, что АЭС, построенная в Куданкуламе, обладает самым высоким уровнем защиты от аварий, который существует в мире. Предусмотрены меры на тот случай, если на АЭС упадет самолет или отключится подача электричества. Побережье Тамилнада подверглось удару цунами в 2005 году. Этот опыт принят в расчет.
Цунами зарождаются за тысячи километров от Индии. Когда волна достигает индийских берегов, его сила ослабевает. И все же АЭС была построена на такой высоте, чтобы цунами не мог принести ущерба.
Что касается новых законов, то они вступят в силу после того, как между Россией и Индией были заключены соглашения о строительстве блоков № 3 и № 4. Закон предусматривает ограничение сроков, когда строитель несет ответственность за аварию. Помимо самих законов будут приняты подзаконные акты – правила, регулирующие ответственность строителя и оператора станции. Участники контракта должны будут принимать этот момент во внимание, заключил Банерджи.
Как видно из сообщения индийского агентства IANS, стороны рассчитывают преодолеть разногласия. Об этом говорит тот факт, что достигнута договоренность о том, что Россия предоставит Индии государственный кредит на строительство блоков № 3 и № 4.
Саммит в Москве также подтвердил, что Индия вовсе не собирается сворачивать военно-техническое сотрудничество с Москвой. Подписано соглашение, что Россия дополнительно поставит Индии 42 истребителя «Сухой». В результате парк «Сухих», находящихся на вооружении индийских ВВС, составит к 2018 году 272 самолета.
Переговоры в Кремле показали, что Москва и Дели придерживаются близких взглядов по таким острым вопросам, как борьба с террором, пути к прекращению войны в Афганистане. Россия подтвердила, что поддерживает стремление Индии стать постоянным членом расширенного Совета Безопасности ООН. Однако в совместном заявлении, подписанном по итогам визита, ничего не говорится о том, что в результате реформирования ООН Индия должна обрести в СБ «право вето».