Объединенная судостроительная корпорация и «дочка» «Росатома» – «Росэнергоатом» принципиально договорились о достройке первой российской плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Об этом журналистам после визита на Балтийский завод, где строится ПАТЭС, премьер-министра Дмитрия Медведева сообщил президент ОСК Андрей Дьячков. «Дмитрий Медведев обозначил нам срок – в течение 10 дней завершить согласительные мероприятия (с "Росэнергоатомом" – Прим. "Эксперта Online") под контролем Минпромторга. Состоялись переговоры с "Росэнергоатомом" на тему достройки и стоимости завершения работ на ПАТЭС. Все принципиальные разногласия между нами сняты», – сообщил президент ОСК. ПАТЭС – интересное с технической точки зрения сооружение, обладающее хорошим финансово-экономическим потенциалом. По сути, эта большая атомная батарейка со сроком службы до 40 лет (три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок). В основе плавучей атомной станции – две реакторных установки типа КЛТ-40С, которые хорошо себя зарекомендовали на советских атомных подводных лодках и атомных ледоколах. Будучи встроены в корпус гладкопалубного несамоходного судна ледового класса, они способны генерировать 70 МВт электрической мощности или 280 гигакалорий в час тепла. Поэтому основное назначение ПАТЭС – служить генератором электроэнергии в тех зонах побережья, где по каким-либо причинам невозможно или нецелесообразно строить мощные электростанции, работающие на других источниках электроэнергии. Например, в закрытом городе Вилючинске на Камчатке, где располагается одна из основных баз российского атомного военного флота. Еще одно замечательное свойство ПАТЭС – она может работать как мобильный опреснитель. Полвека назад проблема недостатка пресной воды в мире ассоциировалась прежде всего с Африкой. Однако уже через два поколения людей с нехваткой пресной воды, прежде всего для нужд промышленности, вплотную столкнулись страны Ближнего Востока и азиатско-тихоокеанского региона. А еще через полтора-два десятка лет, по мнению директора по технической политике и развитию энергохолдинга «Русгидро» Расима Хазиахметова, пресная вода может стать в мире ресурсом № 1, потребность в котором может превысить даже потребность в углеводородах (жажду нефтью не утолишь). Поэтому в 1995 году объем мирового рынка опреснительного оборудования оценивался в 3 млрд долларов в год. А в 2015 году, по оценке МАГАТЭ, он составит уже 12 млрд долларов в год и будет расти опережающими темпами. Плавучая же атомная станция типа «Академик Ломоносов», которая сейчас строится в Санкт-Петербурге, может в сутки опреснять от 40 до 240 тыс. тонн морской воды, причем себестоимость этой воды намного ниже, чем полученной с помощью источников, работающих на других видах топлива. Однако все эти благости, получаемые с помощью российских ПАТЭС, пока существуют только теоретически. Практически же первая плавучая станция, которую начал строить «Росатом» в 2006 году, должна была быть запущена в эксплуатацию еще в прошлом году. Но сначала атомной корпорации не понравились темпы ее строительства на северодвинском «Севмаше», и она передала дальнейшее исполнение этого заказа на Балтийский завод, контролируемый корпорацией Сергея Пугачева. Однако вскоре Балтзавод очутился в двусмысленном положении и в конце концов перешел под контроль государственной Объединенной судостроительной корпорации. И ОСК заявила, что готова достроить ПАТЭС, но для этого судостроителям надо больше 7 млрд рублей. «Росатом» согласен максимум на 6 млрд рублей. «Те деньги, которые объявляет ОСК по достройке судна, кажутся нам избыточными в сравнении с тем объемом, что надо сделать. Мы не собираемся сдавать памятник под названием ПАТЭС, поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы ОСК и Балтзавод провели работу по снижению стоимости достройки, и мы ведем на эту тему содержательный диалог. Мы считаем, что для нас точка окупаемости по проекту на достройку составляет 6 млрд рублей», – заявил в начале октября РИА «Новости» глава «Росэнергоатома» Евгений Романов. Готовность станции, по данным Балтийского завода, – 65%. До конца недели ОСК и «Росэнергоатом» пообещали согласовать окончательную цену контракта на достройку ПАТЭС на мощностях фактического правопреемника Балтзавода – «Балтийский завод – судостроение». И у аналитиков нет сомнений в том, что в течение ближайших трех лет «Академик Ломоносов» будет достроен, испытан и, может быть, даже отбуксирован к месту своей первой промышленной выработки электроэнергии. И «Росатом» по-прежнему собирается серийно производить на российских верфях такие «атомные батарейки». «Несмотря на определенные трудности, с которым столкнулся проект на старте, мы не отказываемся от дальнейшего строительства плавучих АЭС. Спрос на них есть как внутри страны, так и за рубежом», – подчеркнул в начале сентября Евгений Романов. Вопрос только в том, способны ли российские судостроители в срок и надлежащего качества построить необходимое «Росатому» количество ПАТЭС. Причем вопрос даже не в цене, а в физической возможности судостроительной корпорации строить плавучие атомные станции серийно. Строить ПАТЭС ОСК может только на двух верфях: «Севмаше», который специализируется на строительстве атомных подводных лодок, и Балтзаводе, на котором строились все советские атомные ледоколы. Но и та, и другая верфь, к вящей радости судостроителей, сейчас «по маковку» загружаются оборонными заказами и близкими к ним заказами на изготовление судов и кораблей арктического класса. Поэтому серийное изготовление ПАТЭС на этих верфях, очевидно, будет возможно в «третью очередь» – после выполнения оборонного и арктического заказов. Парадокс в том, что за это время место российских плавучих атомных станций на мировом рынке вполне могут занять китайские, корейские и японские атомщики («Эксперт.Ру», 15.10.2012).