19.03.2012, 16:54
По мнению эксперта Антона Хлопкова, вопрос строительства Висагинской атомной электростанции в республике стоит так: либо сегодня, либо никогда
В Сейме Литвы начат сбор подписей за проведение консультационного референдума по вопросу строительства Висагинской атомной электростанции. Добиваться его объявления намерен староста фракции Христианской партии Видмантас Жемялис.
"Реализация проекта атомной станции повлечет за собой огромные долгосрочные финансовые обязательства государства и скажется на безопасности жизни в Литве", - отметил парламентарий.
О перспективах развития атомной энергетики в Литве в интервью "Голосу России" рассказал директор Центра энергетики и безопасности, главный редактор журнала "Ядерный клуб" Антон Хлопков.
- Насколько строительство Висагинской атомной электростанции стратегически важный проект?
- На мой взгляд, в Литве хорошо понимают, что ближайшие месяцы, может быть, два-три года - это тот период, когда у Литвы будет возможность использовать экспертизу, накопленную в годы СССР плюс два десятилетия литовской независимости. Поскольку Игналинская АЭС была остановлена совсем недавно, в Литве по-прежнему сохраняется и необходимая экспертиза, и необходимая правовая основа для развития атомной энергетики.
Однако, если подвижек в планах строительства АЭС в ближайшие пару лет не произойдет, на мой взгляд, эта экспертиза во многом может быть потеряна. Литве придется начинать с нуля. В этой связи, наверное, вопрос сегодня ставится в Литве так: либо сегодня, либо никогда.
- С Игналинской атомной электростанцией сложилась тупиковая ситуация, возникли вопросы финансирования, даже звучали заявления, что цена на электричество в случае закрытия сильно возрастет. Сегодня новый проект, говорят о безопасности граждан. Это, наверное, все-таки продиктовано тем, что было на АЭС в Японии?
Вы говорите, что новый этап для Литвы - либо да, либо нет. Но как быть парламентарием, как вести сегодня в этой ситуации себя простым гражданам - опасаться или нет? Заявляют об экономической привлекательности, но ведь есть и другие стороны?
- Безусловно, атомная энергетика имеет свои риски. Но если мы посмотрим на тот ущерб, который наносит обычная энергетика - на угле, на использовании нефтепродуктов, - то этот ущерб несравнимо выше при работе соответствующих энергетических объектов в штатном режиме.
Поэтому здесь, безусловно, вопрос профессионалов - рассчитать риски и донести эти риски и их соотношение с обычной энергетикой до простых граждан. Здесь, безусловно, есть проблема, в том числе это и в Литве, поскольку "Фукусима" показала, что атомная энергетика может быть уязвимой. И тем более она показала, насколько неэффективно государство взаимодействует с населением в обсуждении вопросов безопасности атомной энергетики в сравнении с другими видами электроэнергетики.
Поэтому это та область, где действительно требуются большие инвестиции со стороны правительства, обсуждать с населением, что такое атомная энергетика, почему она опасна. Но при этом я бы не стал говорить о том, что она заведомо более уязвима и более вредная, чем другие виды энергетики.
- Если мы рассмотрим такой аспект, как экономическая привлекательность, на сегодняшний момент для Литвы это выгодно?
- Игналинская АЭС работала достаточно эффективно и демонстрировала, что атомная энергетика для Литвы может быть панацеей. В этой связи, имея опыт Игналинской АЭС, на мой взгляд, можно говорить о том, что атомная энергетика сравнима по стоимости как минимум с обычной энергетикой в Литве.
В этой связи, опять же, это вопрос профессионалов - рассчитать стоимость киловатт-часа в зависимости от того, какой реактор будет построен, какова будет его мощность, куда будет продаваться электроэнергия. Но базовый имеющийся опыт говорит о том, что атомная энергетика в этом регионе вполне конкурентоспособна с обычными видами энергетики.
- Вы допускаете, что план реализации - 2020 год - будет осуществлен?
- На мой взгляд, план абсолютно нереалистичный. Прежде чем соответствующий проект будет запущен, Литве предстоит решить целый ряд вопросов. Один из узких моментов проекта - именно финансирование. Сегодня блок АЭС стоит как минимум 4,5 миллиарда долларов. Если это будет французский проект, а с большой вероятностью Литва будет ориентироваться на технологии Европейского союза, то эта стоимость может превратиться уже в пять миллиардов евро.
И в этой связи, безусловно, один из главных вопросов - наряду с вопросами безопасности, - это финансирование проекта, каким образом он будет финансироваться. Но и помимо этого, опыт реализации проекта.
Например, на АЭС Олкилуото в Финляндии строительство ведется уже с отставанием от сроков на три-четыре года. Это показывает, что пять-шесть лет для строительства АЭС, как это было в начале 80-х годов, до чернобыльской аварии, эти темпы сегодня неподвластны, поскольку в последние годы не так много строилось атомных электростанций.
И особенно, если АЭС строится по новым проектам, времени требуется заметно больше. В этой связи, на мой взгляд, если в Литве будут оперативно решаться вопросы, будет найдено необходимое финансирование, оптимистично я бы говорил о 2025 годе.