Эксперт-Сибирь, 14.02.2011
В Забайкальском крае разыгрался конфликт вокруг строительства нового энергоблока мощностью 225 МВт Харанорской ГРЭС. Заказчик — ОГК-3 (контролирующий акционер — ГМК «Норильский никель» сейчас продает ее госхолдингу «Интер РАО») — разорвал договор с генподрядчиком (ЗАО «Энергопроект») и теперь хочет достроить объект стоимостью более 11 млрд рублей собственными силами.
Харанорская ГРЭС — самая маленькая (430 МВт) и самая современная электростанция ОГК-3. Два действующих энергоблока станции были построены в 1995–2001 годах. В середине следующего десятилетия, учитывая перспективы развития в Забайкалье горно-металлургического комплекса, еще РАО «ЕЭС России» решило построить здесь третий энергоблок мощностью 225 МВт. Потом контроль над ОГК-3 купил «Норникель», но обязательства по строительству остались. И в марте 2008 года генкомпания заключила договор на EPC-подряд («под ключ») с «Энергопроектом», по которому энергоблок стоимостью 11,2 млрд рублей планировалось ввести в эксплуатацию в 2011 году. Сейчас же ОГК-3 говорит о том, что «на протяжении всех этапов строительства «Энергопроект» систематически нарушал сроки выполнения отдельных видов работ, приобретения и поставки оборудования и материалов, что в итоге создало реальную угрозу срыва установленного Правительством РФ срока ввода в эксплуатацию энергоблока № 3».
Судя по той информации, которая опубликована на официальном сайте ОГК-3, «Энергопроект» выполнил около 80% всех работ по сооружению и комплектации объекта. Осенью прошлого года генподрядчик предложил заказчику продлить срок выполнения работ по договору на 20 месяцев и увеличить стоимость контракта на 750 млн рублей. Свои действия «Энергопроект» обосновал тем, что заказчик, подписывая контракт, обязался передать ему часть технической документации для строительства, разработанной заранее, еще в 2008 году. Фактически же это было сделано лишь в августе 2010-го, потому как проектная организация, нанятая для этих целей ОГК-3, сначала аннулировала, а затем вновь изготавливала часть необходимой для строительства техдокументации. В ответ руководство генкомпании заявило, что «на протяжении всего периода строительства обеспечивало неукоснительное соблюдение собственных договорных обязательств и оказывало необходимое содействие ЗАО «Энергопроект» в выполнении работ в установленные договором сроки». Но суд первой инстанции в декабре прошлого года признал правоту EPC-подрядчика Харанорской ГРЭС. На это судебное решение ОГК-3 подала апелляцию, а вскоре заявила, что будет достраивать блок самостоятельно (что ей вполне по силам, учитывая, что там остались, в основном, пусконаладочные работы).
Кто прав в этой истории, конечно, рассудит арбитраж. Но создается впечатление, что обе стороны стараются подстраховаться перед приходом в ОГК-3 нового собственника — госхолдинга «Интер РАО», топ-менеджеры которого займут большинство мест в совете директоров генкомпании нынешней весной (см. «Под государственным крылом» в «Эксперте-Сибирь» № 1–3 за 2011 год). «Энергопроект» страхуется от возможных неполадок на Харанорской ГРЭС, а заодно пытается заработать дополнительные деньги. Топ-менеджмент ОГК-3 заранее снимает с себя обвинения в том, что «что-то недосмотрел». И параллельно расчищает дорогу для другого генподрядчика, которого, возможно, приведет на этот объект «Интер РАО». Тем более что запуск новой мощности на Харанорской ГРЭС включен в договор о предоставлении мощности (ДПМ), который ОГК-3 подписала с федеральными структурами. Формально, если электричество, вырабатываемое на третьем энергоблоке ГРЭС, поступит в общую сеть позднее 31 декабря этого года, на ОГК-3 может быть наложен штраф в размере до 1,2 млрд рублей в год. На самом деле никто и никогда из отечественных энергокомпаний штрафов за срыв ДПМ не платил — все «договаривались». И уж тем более такой штраф никто не наложит на новую «звезду» отечественной энергетики — госхолдинг «Интер РАО». Но использовать этот аргумент в разговорах со строптивым генподрядчиком очень даже соблазнительно.
Стоит отметить, что данный скандал прецедентен. Ранее только энергокомпании «Газпрома» шумно и публично пытались разорвать контракты с другим отечественным генподрядчиком строительства энергоблоков — «Группой Е4» Михаила Абызова. Но там и причина была другая («Газпром» просто расхотел строить новые мощности в том месте, на которые был заключен контракт — на Ставропольской ГРЭС), и дело кончилось миром — Е4 отдали другой контракт на строительство новых энергоблоков на Серовской ГРЭС в Свердловской области.