DataLife Engine > Обзор сми > Неподъемная ТЭЦ

Неподъемная ТЭЦ


20-07-2010, 22:55. Разместил: mve

19.07.2010 Эксперт  online

Дальневосточный полпред Виктор Ишаев и энергетики округа развернули масштабную кампанию по продвижению проекта строительства ТЭЦ в городе Советская Гавань (Хабаровский край). Причина в том, что этот стратегически важный для юга Дальнего Востока объект, стоимость которого превышает 12 млрд рублей, по воле Минэкономразвития попал в категорию неподдерживаемых расходов на период 2011–2013 годы. Хотя ранее ТЭЦ в Совгавани была включена в бюджетную заявку Минэнерго на 2011 год.

Иллюстрация: Эксперт Online

«Без новой ТЭЦ на юго-востоке Хабаровского края не обойтись. Мы фиксируем в этом энергорайоне неуклонно возрастающие потребности в электрической энергии и мощности: в 2008 году максимум потребления составлял здесь 76 МВт, а в 2009-м уже 83 МВт — сказывается формирование Ванино-Совгаванского транспортно-промышленного узла, портовой особой экономической зоны. Этот спрос не может быть надежно обеспечен Майской ГРЭС, построенной еще в 1938 году, и перетоками по единственной ЛЭП напряжением 220 кВ Комсомольск-на-Амуре—Совгавань», — считает глава Дальневосточной генкомпании Михаил Шукайлов. По его словам, Совгаванская ТЭЦ, ввод которой первоначально был запланирован на 2013 год, заместит устаревшие мощности Майской ГРЭС. Ее строительство повлечет за собой также реконструкцию электрических сетей 110 кВ и 35 кВ Советско-Гаванско-Ванинского энергоузла, что значительность повысит его надежность. Кроме того, при строительстве станции и магистральных тепловых сетей предусматривается дальнейшая централизация теплоснабжения самой Совгавани, причем с закрытием неэффективных и высокозатратных муниципальных и ведомственных котельных.

Письмо в поддержку проекта еще на прошлой неделе направил премьер-министру Владимиру Путину полпред президента в ДФО Виктор Ишаев.

Новая ТЭЦ в Совгавани действительно нужна, но проект этот изначально оказался в числе невезучих. Сейчас электроснабжение ее промышленных предприятий и населения осуществляется за счет Комсомольских ТЭЦ (по линиям электропередачи) и старой Майской ГРЭС, которая через два года должна быть выведена из эксплуатации. В теплоснабжении же самого города центральное место занимают 27 котельных, работающих на дорогостоящем мазуте. Поэтому еще в начале века еще РАО «ЕЭС России» хотело построить здесь новую ТЭЦ мощностью 120 МВт. Однако с реформой отрасли федеральному энергохолдингу стало не до маленькой электростанции на окраине страны, и идея реализована не была, хотя объект удалось включить в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (с объемом финансирования около 5 млрд. рублей, в том числе 2,2 млрд рублей за счет средств федерального бюджета). Затем, после кончины РАО ЕЭС, Совгаванскую ТЭЦ вместе с правительством Хабаровского края взялся строить один из правопреемников энергохолдинга — РАО «ЭС Востока» (в него и входит ДГК как основной генерирующий актив).

Главный интерес хабаровчан заключался в том, что из Москвы им дали добро на строительство в Советской Гавани первой в стране портовой особой экономической зоны (ОЭЗ). «На побережье Татарского пролива, в бухтах Ванино, Мучке, заливе Советская Гавань активно формируется Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел с ростом объема переработки грузов с нынешних 10 млн. до 80 млн. тонн в 2020 году. По итогам федерального конкурса в порту Советская Гавань ведется работа по созданию первой в России морской портовой особой экономической зоны. Открытие портовой особой экономической зоны стимулирует развитие портовой, железнодорожной, коммунальной инфраструктуры, лесной и рыбной отрасли», — заявил в тот момент губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. По оценкам регионального правительства, совгаванская ОЭЗ потребует трехкратного увеличения электрической мощности в этом месте, и край вместе с «ЭС Востока» в прошлом году даже решили создать совместное предприятие по строительству новой электростанции, стоимость которой около 12 млрд. рублей.

Но альянс не сложился. И в марте этого года «ЕС Востока» предложила поучаствовать в этой стройке, так же как и в создании Якутской и Сахалинской ГРЭС-2, японской корпорации Mitsui (общий объем инвестиций по трем объектам — более 50 млрд. рублей). Главное достоинство этих проектов, по мнению российской стороны, — гарантированный сбыт электроэнергии и тепла, поскольку действующие электростанции в изолированных энергосистемах Якутии и Сахалина практически исчерпали свой ресурс, а Совгаванская ТЭЦ нацелена на ОЭЗ. Но японцев больше заинтересовала возможность участия в проектах перевода локальных источников теплоснабжения в небольших населенных пунктах на газ. Это станет возможным после ввода в действие первого пускового комплекса газотранспортной системы «Сахалин—Хабаровск—Владивосток».

Сейчас РАО «ЭС Востока» продало энергохолдингу «Русгидро» контрольные пакеты акций пяти сбытовых компаний, которые ему достались «в наследство» от РАО ЕЭС. Совокупный оборот этих сбытов составлял более 200 млрд. рублей в год, но проданы они были, по неофициальной информации, за 7 млрд. рублей. ТЭЦ в Совгавани от этой суммы досталось 400 млн — на проектно-изыскательские работы и подготовку проектно-сметной документации. Еще 2,2 млрд. рублей энергетики надеялись получить в будущем году из федерального бюджета. Но не тут-то было. По сообщению пресс-службы дальневосточного полпреда, Минэкономразвития отнесло строительство Совгаванской ТЭЦ к категории неподдерживаемых расходов на период 2011–2013 годов, хотя объект и был включен в бюджетную заявку Минэнерго на 2011 год. Это и вызвало сначала обращение полпреда Виктора Ишаева к премьеру Владимиру Путину, а затем и сегодняшние заявления энергетиков.

Премьер наверняка денег даст — никому не хочется получить через два года в Приморье замерзающий город. Да и особая экономическая зона без надежного источника электроэнергии и тепла вряд ли вызовет повышенный интерес у резидентов. Но в «ЭС Востока» по-прежнему не могут сказать, откуда возьмутся еще 9,5 млрд. рублей инвестиций на ее строительство, коль и краевые власти, и зарубежные инвесторы в виде Mitsui пока не горят желанием вкладываться в этот проект.


Вернуться назад