DataLife Engine > Обзор сми > Представители СМИ оценили безопасность «сухого» хранилища ГХК

Представители СМИ оценили безопасность «сухого» хранилища ГХК


2-02-2012, 10:51. Разместил: mve

30.01.2012 13:25

 

26 января более 50 представителей СМИ посетили «сухое» (воздухоохлаждаемое) хранилище ОЯТ (ХОТ-2) Горно-химического комбината (предприятие Госкорпорации «Росатом»). В рамках пресс-тура состоялись пресс-конференция и экскурсия по объекту для журналистов из Железногорска, Красноярска, Новосибирска и Сухобузимо. Решение об организации масштабного пресс-мероприятия на территории недавно введенного в действие объекта было принято руководством предприятия, в том числе, в связи с необоснованными нападками на комбинат со стороны «зеленых».

- Я намеренно называю их «зелеными», а не экологами, - пояснил генеральный директор ГХК Петр Гаврилов, открывая пресс-конференцию. - Потому что экологи, в отличие от «зеленых», для которых экология стала уже просто бизнесом,  - это люди, которые искренне болеют за безопасность нашего народа и нашего государства. Они понимают, что объекты централизованного хранения, которые находятся в Железногорске, позволяют качественно повысить экологическую и физическую безопасность хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) по сравнению с нынешним пристанционным хранением. Мы специально организовали этот пресс-тур, чтобы вы своими глазами, открыто, могли убедиться в том, что это современный объект, оснащенный новейшим оборудованием. Само здание хранилища выдерживает все условия сейсмической активности - по нормативам сегодня это 8 баллов, способно также выдержать падение самолета. Подобных сооружений в России просто нет.

В ходе выступления Петр Гаврилов опроверг самые распространенные негативные утверждения о комбинате, которыми «зеленые» пытаются запугать жителей края. Так, одно из обвинений - «нигде в мире нет подобного хранилища, не надо его и нам». Это заявление не соответствует действительности. На сегодняшний день объекты централизованного хранения есть в Великобритании, Франции и Швеции - это водоохлаждаемые «мокрые» хранилища. Что касается «сухого»: по уровню безопасности оно на порядок выше, чем «мокрое». Потому, что на ХОТ-2 обеспечивается принцип так называемой «пассивной» безопасности: когда безаварийная работа объекта не зависит ни от человека, ни от наличия каких-либо коммуникаций. Надежное хранение ОЯТ гарантированно обеспечивается в любых ситуациях. На сегодняшний день уже принято решение о строительстве подобного рода «сухих» хранилищ в Испании, причем активное участие в борьбе за право разместить его на своей территории приняли 14 муниципалитетов. То же самое можно сказать о США. Когда на ГХК приезжали посол США господин Джон Байерли и первый заместитель министра энергетики США мистер Дэниел Понеман, они дали высокую оценку объекту и отметили, что именно так они видят дальнейший шаг в развитии атомной энергетики по обращению с ОЯТ на территории США. Решение о строительстве «сухих» хранилищ приняли также Южная Корея и Япония. Следовательно, Россия уже опережает другие страны в обеспечении безопасного обращения с ОЯТ.

Еще одно из утверждений «зеленых», на котором стоит остановиться подробнее - «неизбежны аварии и заражение местности при транспортировке ОЯТ». История транспортировки ОЯТ во всем мире имеет уже более чем полувековую историю, перевозки осуществляются морским, автомобильным и железнодорожным транспортом. За всю историю не было ни одного инцидента. Как отметил Петр Гаврилов, ОЯТ - в России, это единственный технологический груз, безопасность транспортировки которого обеспечивается на таком высоком уровне. Транспортировка осуществляется в специальных транспортно-упаковочных комплектах, которые обязательно проходят испытания и способны выдержать без разгерметизации падение с 9-метровой высоты, горение в течение 30 минут в открытом пламени при температуре 800 градусов, нахождение на глубине 200 метров в течение двух часов. Так как разгерметизация исключена, обеспечивается полная защищенность окружающей среды от радиации.

В рамках пресс-конференции журналисты задавали Петру Гаврилову вопросы о сроках прибытия поезда с ОЯТ с Ленинградской АЭС, объемах хранилища, технологических особенностях хранения топлива и перспективах его переработки и др. Первый пусковой комплекс ХОТ-2 вместимостью 8129 тонн предназначен для разгрузки пристанционных хранилищ отработавшего топлива реакторов РБМК-1000 трех российских атомных станций: Ленинградской, Курской и Смоленской. Ввоз зарубежного ОЯТ исключен законами Российской Федерации и технологической схемой хранилища, это особо подчеркнул в ходе конференции Петр Гаврилов. Прибытие первого эшелона можно ожидать не ранее конца первого квартала, наиболее реальный срок - это середина лета 2012 года.

Далее журналистам было продемонстрировано видео, где в подробностях была представлена вся технологическая цепочка, которую будет проходить ОЯТ, прибывающее на «сухое» хранилище: от разгрузки транспортера и до помещения пеналов с топливом в гнезда хранения. После чего начальник цеха изотопно-химического завода предприятия Николай Шелест провел экскурсию для представителей СМИ, пошагово рассказав о действии оборудования хранилища, и показав некоторые механизмы в действии.

- Когда я ехал сюда, меня, как и всех красноярцев, в первую очередь интересовала радиационная безопасность, - поделился впечатлениями корреспондент службы информации ГТРК «Красноярск» (программа «Вести-Красноярск») Дмитрий Бызов после экскурсии. - Про ваше предприятие, а конкретно - про «мокрое» и «сухое» хранилища, про реакторы - рассказывается множество страшилок. И так как я специализируюсь на вопросах энергетики, было интересно увидеть хранилище своими глазами. Все ответы я получил. И если меня не поразила, то, по крайней мере, удивила степень технологичности и автоматизации данного производства. Я почему-то думал, что здесь будет задействована достаточно большая доля ручного труда, а оказалось - практически сплошная автоматизация. Людей почти нет, и вопросы безопасности проработаны достаточно серьезно. Удивило и то, что корпус здания рассчитан на падение самолета. То, что многократно дублирована система безопасности - тоже внушает доверие. Достаточно сказать, что с 85 года сюда возят ОЯТ, и при этом не было ни одного происшествия. Это тоже можно поставить в заслугу ГХК в плане безопасности.

 

 


Вернуться назад