DataLife Engine > Обзор сми > Президентская программа энергоэффективности срывается

Президентская программа энергоэффективности срывается


11-09-2010, 11:17. Разместил: mve

07.09.2010 Маркер

Иллюстрация © Эдуард Катыхин, «Маркер»

Задача, поставленная президентом и правительством, — радикально снизить энергоемкость экономики — тормозится уже сейчас, в первый же год выполнения. Принятие федеральной программы по повышению энергоэффективности постоянно переносится, а ее бюджетное финансирование урезается в процессе согласований. Из-за этого тормозят и регионы. Они должны были разработать и утвердить региональные программы по энергоэффективности к 1 августа, но даже с этой простой задачей справилось только 70% субъектов. При этом только у половины программы хоть как-то соответствуют федеральным требованиям, хорошие программы есть у единиц. А на необходимые энергосервисные контракты в этом году переходит лишь каждый 10-й регион. Кто из регионов выполняет наказ президента

Закон «Об энергосбережении» предусматривает снижение фактического потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и регулируемых организациях на 3% ежегодно, однако, как следует из подсчетов «Центра развития», это требование уже нарушается и никакого снижения энергоэффективности в реальности не произойдет. Федеральным требованиям соответствует только 50% программ субъектов.

Но виноваты в этом не регионы, считает руководитель рабочей группы по энергоэффективности РСПП Валентин Иванов. «Сделать программы до августа могли только те регионы, которые годами этим занимались, а их единицы. Например, Татарстан, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Курская область», — говорит он. У остальных программы получились декларативными. У многих, например, программа написана на 4–5 страницах, говорит эксперт «Центра развития» Виталий Дементьев.

По мнению Иванова, невозможно написать хорошую программу, если не проведен нормальный энергоаудит, то есть оценка, сколько и как тратится энергии. «Но этим, как правило, занимаются местные центры энергетической эффективности, а у них ограниченные данные. Кроме того, на аудит у регионов просто нет денег», — говорит Иванов. Основные аутсайды, по данным Минэнерго, — это Белгородская, Воронежская, Иркутская, Псковская, Рязанская области. Без бюджетных денег энергоэффективность не снизится

Между тем в идеале регионы с лучшими программами могут претендовать на бюджетное софинансирование. Однако пока нет федеральной программы, ни о каком выделении средств из федерального бюджета субъектам речи быть не может, говорит Валентин Иванов. Это устраняет и стимул регионам писать хорошие программы.

Не очень волнуют региональные программы и чиновников из Минэкономразвития и Минэнерго. «Минэкономразвития ? координатор программы энергоэффективности, а Минэнерго ? оператор информационной системы. Для них важен сам факт наличия программы, а не ее содержание», — считает Дементьев. Самим регионам не до энергоэффективности

Только 35% субъектов включили в планы внедрение энергосервисных контрактов, которые являются одним из важнейших инструментов для энергосбережения в бюджетных учреждениях. Согласно такому контракту, энергосервисная компания обязуется предоставить бюджетной организации определенные услуги за заранее установленную сумму. Смысл в том, что счета за коммунальные услуги оплачивает энергосервисная компания, которая в результате имеет стимул внедрять энергосберегающие технологии. Без энергосервисных контрактов муниципалитеты смогут профинансировать только 30% мероприятий по повышению энергоэффективности, подсчитал Виталий Дементьев.

При этом, по данным «Центра развития», лишь 10% регионов начнут внедрять энергосервисные контракты в 2010 г., 25%, возможно, сделают это в 2011–2012 гг., у остальных пока внедрение и не предполагается. «Поэтому говорить о реалистичности снижения энергоэффективности на 3% ежегодно в бюджетном секторе в масштабах страны не приходится», — считает Дементьев.

 


Вернуться назад