ОАО НПО ЦКТИ
1977г. Орден Октябрьской Революции.
проектно-конструкторская деятельность опытно экспериментальные работы поставка энергооборудования расчетные работы разработка технологий сертификационные испытания. ицэо опытно-экспериментальная тэц. поставка электроэнергии. поставка теплоэнергии сервис энергетического оборудования

«    Декабрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
7-07-2010, 19:21
АЭС спустили на воду

07.07.2010 Российская газета

      

      Уникальный инновационный проект не только решает энергетические проблемы отдаленных районов России, но и может составить конкуренцию на мировом рынке.

      

      Строительство плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) фактически началось в 2006 году. Сначала проект предполагалось реализовать, используя производственные мощности мурманского завода. Петербургский "Балтийский завод", несмотря на его многолетний опыт атомного судостроения, предполагалось задействовать только в создании некоторых узлов и агрегатов. Однако северные корабелы сорвали сроки, и плавучий энергоблок решено было строить в городе на Неве.

      

      - Это было очень непростое решение, - рассказал глава Росатома Сергей Кириенко, - тогда многие говорили, что в России уже не справятся и надо отдавать проект иностранцам. Тем не менее энергоблок спущен на воду на полгода раньше срока.

      

      Церемония спуска стала настоящим праздником для работников предприятия - они пришли на завод с женами и детьми. По сложившейся морской традиции плавучий энергоблок освятили, о борт разбили бутылку шампанского. Крестной матерью нового судна стала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, которая нарекла его именем "Академик Ломоносов".

      

      - Важно, что энергоблок не только построен, но и разработан в Петербурге, - отметила она. - Наконец-то востребован научно-проектный потенциал города. Надеюсь, что "Академик Ломоносов" положит начало новой серии российских судов.

      

      Окончательная достройка займет 22 месяца. Затем судно Северным морским путем пойдет к месту постоянной стоянки, которое точно еще не определено. Однако проект изначально разрабатывался для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, где капитальное строительство АЭС или тепловых электростанций экономически неоправданно. В то же время завоз топлива по Северному морскому пути обходится государству тоже в копеечку, и выработанная энергия получается слишком дорогой. Серийные плавучие энергостанции позволят не только снизить нагрузку на транспортно-логистический комплекс страны и экономить сырьевые ресурсы, но и дадут новый импульс отдаленным регионам России, где энергетический голод сдерживает развитие.

      

      По словам Сергея Кириенко, определено 6 точек предполагаемого размещения головного судна-энергоблока, два из них находятся на Чукотке. Мощность реактора "Академика Ломоносова" составит 70 МВт, в дальнейшем такие плавучие электростанции могут иметь мощность от 10 до 300 МВт - в зависимости от пожеланий заказчика. Срок службы ПАТЭС в настоящее время определен в 32 года, после чего их предполагается утилизировать по образцу атомных подводных лодок.

      

      Специалисты особо отмечают, что плавучие электростанции будут оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, так как доставляются к месту в полностью готовом виде. Если АЭС или теплоэлектростанции требуют для размещения значительных территорий, то судну-энергоблоку достаточно небольшого комплекса береговых сооружений.

      

      Санкт-Петербург с экологической точки зрения тоже останется в безопасности. Глава Росатома заверил, что, хотя "Академика Ломоносова" достроят в Северной столице до полной готовности к эксплуатации, загрузку топлива здесь производить не планируется.

      

      - Работы с делящимися материалами здесь не будет, - заявил Кириенко. - Мы будем производить их в стационарных условиях - на базе атомфлота в Мурманске, где заправляются подводные лодки.

      

      Интерес к российскому энергетическому проекту уже проявляют иностранцы. Если часть районов Крайнего Севера и Дальнего Востока ПАТЭС может вырабатывать свет и тепло, то в экваториальных районах, где дополнительное отопление не требуется, тепловая энергия может быть направлена на опреснение воды.

      

      Фактически в России атомные суда не строились последние 15 лет, за это время были утеряны связи с поставщиками, технологии, профессионалы.

      

      - Мы восстановили технологическую цепочку, - подчеркнул глава Росатома, - теперь ПАТЭС может пойти в серию, и это существенно удешевит и ускорит проект.

      

      Справка "РГ"

      

      Атомная теплоэлектростанция малой мощности на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С - энергоисточник нового поколения, созданный на базе российских технологий атомного судостроения. Основной элемент станции - плавучий энергоблок - представляет собой несамоходное стоечное судно. Длина ПЭБ 140 метров, ширина 30.