ОАО НПО ЦКТИ
1977г. Орден Октябрьской Революции.
проектно-конструкторская деятельность опытно экспериментальные работы поставка энергооборудования расчетные работы разработка технологий сертификационные испытания. ицэо опытно-экспериментальная тэц. поставка электроэнергии. поставка теплоэнергии сервис энергетического оборудования

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
1-07-2010, 12:07
"Универсального рецепта для решения всех проблем не существует"

30.06.2010 РБК daily

— В последнее время вопросы энергоэффективности и энергосбережения активно обсуждаются и первыми лицами государства, и на муниципальном уровне. С чем это связано?

— В первую очередь с тем, что рост экономики в стране напрямую зависит от повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Для нашей страны это наиболее низкозатратный и приоритетный курс модернизации. Сегодня Россия превосходит развитые страны по уровню энергоемкости продукции примерно в 2,5 раза, то есть является одной из наиболее энергоемких в мире. Конечно, частично можно объяснить столь высокое энергопотребление ростом ВВП, высокой долей промышленной продукции в общем объеме производства, достаточно низкими средними температурами воздуха и просто обширной территорией страны. Но объяснить таким образом можно только 80% объема энергопотребления в России. В то же время, по оценкам экспертов, если довести уровень внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня стран ЕС, то энергопотребление у нас удалось бы снизить на 35%. Согласно данным Всемирного банка, реализовав потенциал повышения энергоэффективности, Россия ежегодно может экономить 240 млрд куб. м природного газа, 340 млрд кВт ч электроэнергии, 89 млн т угля, 43 млн т нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов.

Повысив энергоэффективность в городском жилищно-коммунальном хозяйстве, расширив использование возобновляемых источников энергии на базе инновационных технологий, рационально и эффективно используя энергоресурсы в промышленности и естественных монополиях, мы увеличим долю использования технического потенциала энергосбережения к 2015 году до 30%, , а к 2020-му — до 40%, т.е. удвоим по сравнению с текущими значениями.

— Кто сегодня в России отвечает за энергоэффективность?

— Основным документом, регламентирующим эту деятельность, является федеральный закон № 261, принятый 23 ноября 2009 года. На федеральном уровне работу ведут: комиссия при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России и рабочая группа по энергоэффективности в составе этой комиссии под руководством главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы под руководством вице-премьера Игоря Сечина и рабочая группа по направлению энергоэффективности. Активно вовлечены в процесс Минэнерго, Минэкономразвития, Минрегион, Минпромторг и ряд других ведомств. Назначены ответственные за энергосбережение и повышение энергоэффективности в каждом регионе и муниципалитете. Основная проблема состоит в том, чтобы наладить информационный обмен между различными структурами и ведомствами, донести до регионов положения нового федерального закона. Именно с этой целью и создано ФГУ «Российское энергетическое агентство». Наши филиалы расположены в 70 регионах, и мы можем изнутри видеть проблемы, с которыми сталкиваются регионы при реализации нового закона.

— В чем регионы видят основные трудности при выполнении положений ФЗ-261? Как сейчас обстоят дела с реализацией закона?

— Закон достаточно сложный, каждое его направление требует серьезной организационной работы. В апреле—мае полномочные представители президента провели совещания в своих федеральных округах, посвященные реализации ФЗ-261. Мы принимали участие в каждом из них. Можно сказать, что наибольшее количество вопросов у регионов вызывает выполнение требования об обязательном ежегодном 3-процентном снижении потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями.

Нашу основную задачу мы видим в том, чтобы от общих формулировок закона перейти к конкретному решению для каждого региона. Например, нужно учитывать географическую специфику регионов, понимать, что, скажем, в Краснодаре и Красноярске ресурсы, затраченные на реализацию программы энергосбережения, будут значительно отличаться.

— Каков механизм поддержки регионов и муниципалитетов в их проектах по энергоэффективности?

— Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласно статье 27 закона № 261, может осуществляться по ряду направлений. Перечислю основные их них. Это содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Обучение использованию энергосервисных договоров (контрактов). Помощь в разработке и использовании объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью. Содействие в строительстве многоквартирных домов с высоким классом энергоэффективности. Поддержка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Реализация программ стимулирования производства и продажи товаров с высокой энергоэффективностью.

— Есть ли универсальная программа действий, которую бы вы могли рекомендовать сегодня всем энергопотребителям?

— Такой программы, универсального рецепта, способного решить все проблемы, на сегодняшний день не существует. Это сложный и трудоемкий процесс. Но стремиться к решению хотя бы основных задач, безусловно, надо.

Конечно, было бы идеально, если в каждом учреждении будет назначен ответственный за энергоэффективность, проведено обучение персонала, энергоаудит. Минэнерго уже определило более 20 вузов по стране, уполномоченных на проведение обучения по энергоаудиту и экологической грамотности. Но на реализацию этих планов потребуется большое количество времени.

Помочь в первую очередь может наиболее полное владение информацией в области энергоэффективности и энергосбережения. В филиалах Российского энергетического агентства создаются учебно-демонстрационные центры, в которых аккумулируются все новости в этой сфере, формируются доступные автоматизированные программные решения для создания постоянно действующей системы мониторинга энергоэффективности.