ОАО НПО ЦКТИ
1977г. Орден Октябрьской Революции.
проектно-конструкторская деятельность опытно экспериментальные работы поставка энергооборудования расчетные работы разработка технологий сертификационные испытания. ицэо опытно-экспериментальная тэц. поставка электроэнергии. поставка теплоэнергии сервис энергетического оборудования

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
1-07-2010, 12:04
Позади Европы всей

30.06.2010 РБК daily

Высокая энергоемкость и чрезмерные энергозатраты на функционирование экономики и социальной сферы традиционны для России. Борьбу с этой проблемой власти начали в 90-е годы, когда закончилась история советской экономики, одним из краеугольных камней которой была субсидируемая государством энергоизбыточность. Нельзя сказать, что за 20 лет Россия, в отличие от Европы, получила впечатляющие успехи. Европейский опыт, примененный в России, позволит на треть уменьшить ежегодный объем энергопотребления только за счет энергосберегающих технологий.Что делать?

В России за последние годы была принята масса законодательных актов по стимулированию энергоэффективности экономики и производства, а также экономии населением потребляемой энергии. Такая активность, казалось бы, свидетельствует о заинтересованности властей России в повышении уровня энергоэффективности в стране. Но именно в законодательном давлении эксперты Евросоюза и видят главную проблему России. «Нужно больше экономических стимулов. Только законодательное давление не сработает, не достигнете повышения энергоэффективности», — предупредил в апреле этого года российских чиновников Альберт Звиринг, менеджер программы ЕС «Привлечение инвестиций в энергосберегающие проекты регионов России».

Специалисты европейских стран в области энергоэффективности рекомендуют для начала заняться созданием необходимого инструментария для выработки политики энергосбережения (сводных энергобалансов, сценариев энергоэфективности, детальной информации по секторам). В ряде первоочередных мер европейцы рекомендуют уделить максимум внимания созданию эффективной системы мониторинга, позволяющей отслеживать, какой подход сработал, а какой нет. С этой позицией экспертов согласны и российские специалисты. «До сих пор до конца не прописаны механизмы реализации программ повышения уровня энергосбережения и, что крайне важно, нет механизмов контроля выполнения законодательных инициатив. Это относится и к принятому в декабре 2009 года закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Тем более что в данной области есть негативный пример, когда принятый закон не выполнялся из-за отсутствия механизмов контроля, — принятый в апреле 1996 года закон «Об энергосбережении», — отмечает Анна Кустова, заместитель генерального директора ЗАО «Энерго-сервисная компания».

Опыт стран — членов ЕС подтверждает необходимость в предварительной подготовке статистических инструментов и систем мониторинга. Ибо даже самое настойчивое продвижение инициатив правительства на законодательном уровне не может быть реализовано в полной мере, если не создана энергетическая инфраструктура, нет необходимой технологической базы, статистики, от которой следует отталкиваться, и инструментов подсчета эффективности применяемых мер. Тем более это необходимо России с ее огромными территориями, ведь из каждого региона необходимо будет оперативно собрать данные, обработать и так же оперативно принять меры по устранению неполадок.

Альберт Звиринг оценивает степень подготовленности кадров в России на самом низком уровне, поскольку в России реальная политика повышения энергоэффективности находится практически на нуле. В других странах эта работа ведется давно.

Где деньги?

Западные страны давно пришли к выводу, что кнутом модернизацию не подогнать, а вот субсидиями вполне возможно. Применялись налоговые льготы и поощрения, частичная оплата государством энергоаудита. Аналитики американской консалтинговой компании ICF подсчитали: требуемые капиталовложения в российскую программу энергоэффективности составят не менее 320 млрд долл. На это таких денег в бюджете нет. «В подготовленной федеральной программе по реализации политики энергоэффективности Минфин вырезал 90% бюджетных денег, поэтому, боюсь, поощрительные меры будут очень слабы», — отмечает член рабочей группы РСПП Валентин Иванов.

Неразбериха с финансированием наверняка начнется и во время реализации датского проекта «Зеленый маяк» — здания с нейтральным выбросом углекислого газа. Здесь реализована энергетическая концепция, сочетающая использование солнечной тепловой энергии, сезонного накопления энергии и центрального теплоснабжения. «Зеленый маяк» в Копенгагене обошелся в 7,4 млн долл. Один такой дом в ходе визита президента Дмитрия Медведева в Копенгаген был продан России. «Вопросы финансирования объекта не поднимались, однако ряд обстоятельств позволяет заключить, что финансирование будет идти со стороны государства», — отмечает г-жа Кустова. Но возможна ли его реализация в России? Эксперты РСПП считают, что в существующих условиях браться за экологические проекты не стоит, для начала необходимо научиться не растрачивать бесполезно деньги, считает Валентин Иванов. Необходимо сначала довести ситуацию до европейского уровня, а потом уже реализовывать подобные проекты.

Участники российского рынка считают, что лишь к тому моменту, когда нынешние первоклашки окончат школу, Россия сможет догнать Европу по уровню энергоэффективности. Анна Кустова полагает: «Даже при активной реализации государственных инициатив в области энергосбережения (повсеместное внедрение энергосервисных контрактов, введение налогового стимулирования и т. д.) сократить разрыв в области энергоресурсосбережения между Россией и Западом крайне сложно. Основываясь на сегодняшнем положении вещей и принимая во внимание государственные инициативы, можно утверждать, что значительное отставание будет сохраняться еще в течение пяти-восьми лет».

НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИКОВА