ОАО НПО ЦКТИ
Конференция Невская Энергетическая Перспектива 2024
1977г. Орден Октябрьской Революции.
проектно-конструкторская деятельность опытно экспериментальные работы поставка энергооборудования расчетные работы разработка технологий сертификационные испытания. ицэо опытно-экспериментальная тэц. поставка электроэнергии. поставка теплоэнергии сервис энергетического оборудования

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
16-06-2010, 17:47
Условная схема

11.06.2010 Время новостей

Власти ждут от энергокомпаний инвестиций в 20 трлн рублей

Вчера Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) представило основные параметры предварительно одобренной правительством на прошлой неделе скорректированной генеральной схемы размещения энергообъектов. Согласно опубликованным данным, перед российскими энергетиками стоят весьма амбициозные задачи. Так, например, до 2030 года планируется ежегодно вводить в среднем около 10 ГВт новых мощностей, что в разы превышает показатели прежних лет. В результате в отдельных секторах отечественной энергетики установленная мощность увеличится в 1,5 раза, а в некоторых даже удвоится. Шире раскинуться должны будут и электросети. При этом суммарная потребность в капитальных затратах составит около 20 трлн рублей.

Согласно оптимистичному сценарию, указанному в генсхеме, через двадцать лет в России должно появиться 228,5 ГВт новой генерации. Базовый вариант предполагает строительство 173,4 ГВт. Отметим, что объем выводимых мощностей составит 67,7 ГВт. Причем в ближайшие пять лет ежегодный прирост в генерации не превысит 7 ГВт, но впоследствии, когда, по словам главы АПБЭ Игоря Кожуховского, плоды начнет приносить работа в сфере энергоэффективности, установленная мощность будет прибавлять уже до 14 ГВт в год. При этом наибольшее увеличение мощности планируется в атомной энергетике, энергопотенциал которой увеличится с нынешних 23,5 до 50,5 ГВт в двадцатилетней перспективе (по оптимистичному сценарию до 57,4ГВт). Солидный прирост ждет также гидрогенерацию -- 62,6 ГВт в 2030-м против нынешних 45,9 ГВт и тепловую энергетику -- 244 ГВт вместо сегодняшних 145 ГВт. Масштаб сетевой инфраструктуры также существенно расширится. В базовом варианте протяженность сетей за 20 лет увеличится со 155 до 280 тыс. километров. Согласно генеральной схеме на это будет потрачен 51% (10,2 трлн руб.) от общего объема капвложений в отрасль. Остальные 49% (9,8 трлн руб.) пойдут на генерацию.

В то же время даже в самой АПБЭ (с августа 2005 года агентство является разработчиком генеральной схемы) отдают себе отчет в том, что реализация намеченных планов может столкнуться с труднопреодолимыми препятствиями. Так, по словам генерального директора агентства Игоря Кожуховского, без установления цен на газ по принципу net back (голубое топливо, как известно, является основной затратной статьей для тепловых генераторов) и кратного увеличения платы за выбросы ждать исполнения программы по энергостроительству не приходится. Глава АПБЭ также указал на губительность для инвестиций в отрасль пересмотра в сторону понижения RAB-тарифов. На это же указывает и аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр, по мнению которого, без экономически обоснованного уровня тарифов намеченных в генсхеме показателей достичь не удастся. «Либо ограничить рост цен на газ, либо тарифы на электроэнергию к 2019 году должны удвоиться», -- сообщил эксперт. Кроме того, он добавил, что если в сегменте генерации у компаний еще есть возможность ежегодно обеспечивать инвестиции на уровне в 16 млрд долл., то сетевики такие суммы изыскать не смогут. «У ФСК при переходе на RAB появились какие-то средства, но у распределительных сетей, которые продолжают работать практически в ноль, свободного денежного потока не прибавилось. Не будет способствовать его увеличению и 15-процентное ограничение на рост тарифов», -- полагает эксперт. Напомним, что ранее урезать RAB в целях недопущения чрезмерного противодействия чрезмерному росту цен при либерализации предложила глава МЭР Эльвира Набиуллина. По ее словам, даже для ФСК норма по возврату капитала должна сократиться с 31 до 15%, а для распредсетей к 2013 году этот показатель не превысит 10%. «Такие решения никак не коррелируются с желаниями самого же правительства по развитию энергетики», -- отметил Владимир Скляр. Он также отметил, что, несмотря на более благоприятное положение в генерации, дальнейший ее рост в значительной мере купируется ввиду отсутствия отработанного механизма возврата инвестиций.