ОАО НПО ЦКТИ
Конференция Невская Энергетическая Перспектива 2024
1977г. Орден Октябрьской Революции.
проектно-конструкторская деятельность опытно экспериментальные работы поставка энергооборудования расчетные работы разработка технологий сертификационные испытания. ицэо опытно-экспериментальная тэц. поставка электроэнергии. поставка теплоэнергии сервис энергетического оборудования

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
1-12-2011, 15:19
Нас не затопят?

 30.11.11 | Капитал ( Пермский край )

После страшной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС у многих возникли логичные сомнения в надежности гидротехнических сооружений России

Эксперты самых разных мастей тут же призвали обратить внимание на старые водные сооружения, авария на которых может привести к десяткам жертв. Например, эксперт по глобальным катастрофам Алексей Турчин, комментируя ситуацию порталу РБК в октябре этого года, сказал, что "в первую очередь надо опасаться самых крупных возможных катастроф - для России это прорывы плотин на Волге и на сибирских реках, что может привести к миллионам жертв". Вот так, ни больше ни меньше.

Для жителей Прикамья проблема безопасности ГЭС тоже весьма актуальна. Над Пермью, как известно, расположена Камская ГЭС, давшая первый промышленный ток аж в 1954 году! А между Чайковским и Воткинском находится чуть более молодая, более мощная Воткинская ГЭС.

Видимо, после пресловутой аварии на Саяно-Шушенской ГЭС руководителей электростанций обязали отчитываться перед широкой общественностью о мерах, применяемых в борьбе с очковтирательством, фактосочинительством и припискоманией на предприятиях отрасли. Поэтому на прошлой неделе руководители Камской и Воткинской ГЭС отчитались перед журналистами о проделанной работе за уходящий год.

Естественно, главной темой отчета стала Декларация (именно так - с большой буквы - авт.) безопасности до 2015 года включительно. Как я выяснил из раздаточного материала, эта Декларация является "основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности":

Докладчики - директор филиала ОАО "РусГидро" - "Воткинская ГЭС" Алексей Бяков и директор филиала ОАО "РусГидро" - "Камская ГЭС" Сергей Бологов - доложили о том, что специалисты Ростехнадзора провели полное обследование подведомственных им гидротехнических сооружений:

Алексей Бяков сообщил собравшимся:

- Получено заключение МЧС о готовности электростанции к ликвидации, локализации возможных аварийных ситуаций, выполнена работа по 3D-моделированию - это новое требование МЧС по выявлению возможных аварийных ситуаций.

Все это, конечно же, безумно интересно. Однако мне хотелось узнать другое. Многие до сих пор помнят дату 1 ноября 1994 года. В Интернете, архивах газет есть фотографии и рассказы - документальные доказательства опасности, которая грозила Перми тринадцать лет назад.

Сергей Бологов тоже говорит как по писаному:

- Сооружения возраста приличного, но те работы по эксплуатации, по ремонту, по содержанию и контролю позволяют на такой длительный срок получить Декларацию безопасности. На сегодня шестнадцать турбин Камской станции полностью прошли реконструкцию. Установлены рабочие колеса - они снижают риск попадания турбинного масла в реку. Заменены трубопроводы, насосы и фильтры системы технического водоснабжения ГЭС. Продолжаются работы по установке комплексной системы безопасности. Реализованы проекты по внедрению системы локального оповещения в случае аварии - в шестикилометровой зоне ГЭС появились звуковые установки.

Закончили оба директора одинаково. После тщательного изучения оборудования станций специалистами был сделан вывод, что они отвечают предъявляемым требованиям и что с технической точки зрения станции готовы к ликвидации и локализации аварийных ситуаций. Так что Декларация безопасности двух крупнейших гидротехнических сооружений, построенных на реке Каме, утверждена, кем надо подписана, в общем, вступила в силу.

Далее пошли цифры. Из коротенького рассказа директоров гидроэлектростанций присутствующие выяснили, что ОАО "РусГидро" до 2015 года вложит 25 миллиардов рублей в комплексную реконструкцию Воткинской ГЭС. В рамках реконструкции планируется заменить силовое оборудование станции: гидроагрегаты и гидрогенераторы, ресурс которых выработан, а также вспомогательное оборудование: трансформаторы, распределительные устройства, генераторные выключатели, оборудование схемы выдачи мощности. Установленная мощность станции после реконструкции вырастет на 7,8 процента - до 1100 МВт.

Также мы узнали, что масштабная реконструкция Камской ГЭС ведется с 2003 года. За это время на ГЭС были заменены 16 из 23 гидроагрегатов, трансформаторное оборудование, система осушения, модернизировано электрическое хозяйство, созданы современные системы автоматики. И если в середине 90-х задача была не допустить серьезной технологической аварии, то сейчас речь идет в большей степени об оптимизации режимов, создании условий для более эффективной работы станции. В рамках реконструкции планируется заменить оставшиеся семь гидроагрегатов, а также построить новый гидроагрегат мощностью от 30 до 43 МВт. В общем, всего в это дело "РусГидро" хочет вложить до 7 миллиардов рублей. Завершить реконструкцию планируется в 2016 году.

Все это, конечно же, безумно интересно. Однако мне хотелось узнать другое. Многие до сих пор помнят дату 1 ноября 1994 года. В Интернете, архивах газет есть фотографии и рассказы - документальные доказательства опасности, которая грозила Перми тринадцать лет назад. И тогда на полном серьезе говорили о том, что наш город чуть не затопило водой, когда неожиданно две баржи отцепились от буксира и понеслись к воротам водохранилища, которые не выдержали удара. Вот живописный рассказ одного очевидца тех событий: "Наклонились эти две баржи и, как торпеды, проломили все ворота. Ворота были очень старые, все сроки эксплуатации прошли. И они просто разломились напополам - вот так, как булка хлеба. Ворот было семь. Баржи пробили почти все, и только последние оказались самыми прочными - деформировались, но не разломились и удержали огромный поток воды. Иначе он хлынул бы на город".

Мне хотелось спросить: насколько велика опасность подобных событий и насколько реален сценарий затопления нашего города сейчас?

Послушав отчеты докладчиков о том, что "все хорошо и успехи у нас есть", я почти уже и не собирался ничего спрашивать. Тем более что директор Воткинской ГЭС Алексей Бяков начал рассказывать о том, что наша страна вступила в природный цикл маловодья и реальна проблема недостатка воды:

Однако директор КамГЭСа Сергей Бологов своей фразой "проблема маловодности для Камской ГЭС менее актуальна. И во время паводка мы даже вынуждены осуществлять холостые сбросы воды. И вообще среднемноголетний сток Камской ГЭС за пятьдесят лет наблюдений вырос. И получается, что воды в Камском водохранилище вообще-то становится больше:" поставил все с ног на голову. И вопрос - что будет с городами, если плотины все же прорвет, - был задан.

Естественно, ответы - "расчетная 3D-модель существует, модель передана в органы МЧС", "различные документы под различным грифом, в том числе и для служебного пользования", "конкретно назвать нельзя", "но в декларации есть расчет вреда", "ущербы страхуются" и иже с ними - никого не устроили. Потому что не понял никто - или плотины так хороши, что и говорить не о чем, или все так страшно, что людям лучше не знать?

Итоговый же вариант ответа оказался из серии "догадайтесь сами":

- По законодательству шестикилометровую зону мы должны оснастить системой оповещения, - резюмировали руководители гидроэлектростанций. - Сирены, громкоговорители: Стоит система - значит опасная зона. Не стоит - значит нет: Шлюзы те на ГЭС принадлежат министерству транспорта. А это не наше ведомство.

Андрей СтрельниковP.S.: На самом деле 3D-модель гидроудара на случай, если, скажем, террористы сбросят на плотину небольшую атомную бомбу, существует. И ее не показывают, чтобы не пугать народ. Я не вижу в самом факте существования такой модели ничего крамольного, потому что это, конечно же, лишь теория. Полное разрушение плотины, как если бы, скажем, она взяла и испарилась, в реальности невозможно. Высота плотины КамГЭС 35 метров. Это, конечно, немало, но и не 115 метров Саяно-Шушенской ГЭС. По неофициальной информации, такого, чтобы волна пошла стеной в двадцать метров - точно не будет. Волны такой высоты образуются при прорыве плотин на реках, русло которых ограничено с двух сторон высокими берегами или горами. В районе Перми русло Камы не ограничено ни по правому, ни по левому берегу. В случае атомного удара Камскую долину с Городом сердца действительно затопит, но, поверьте, затопление города при атомном взрыве будет далеко не самой главной нашей проблемой. Парковый тоже затопит. Там вода в некоторых домах дойдет до пятого этажа. Но опять-таки повторюсь - затопление произойдет лишь в том случае, если КамГЭС убрать всю и сразу. Точечные же прорывы можно скомпенсировать за счет прекращения подачи воды через генераторы:

Для справки

Крупнейшей аварией за всю историю ГЭС является прорыв плотины китайского водохранилища Баньцяо на реке Жухэ в провинции Хэнань в 1975 году. Тогда погибло более 170 тысяч человек, 11 миллионов лишились крова. Но это уже не наша история.