ОАО НПО ЦКТИ
1977г. Орден Октябрьской Революции.
проектно-конструкторская деятельность опытно экспериментальные работы поставка энергооборудования расчетные работы разработка технологий сертификационные испытания. ицэо опытно-экспериментальная тэц. поставка электроэнергии. поставка теплоэнергии сервис энергетического оборудования

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
14-09-2010, 13:24
Несинхронная энергия

13.09.2010 Известия

Светлана Гришина

Министерство энергетики РФ утвердило схему и программу развития Единой энергосистемы (ЕЭС) России на период с 2010 по 2016 год - новый документ призван обеспечить надежное функционирование ЕЭС России в долгосрочной перспективе. Вопросам функционирования Единой энергосистемы уделено значительное внимание в аналитическом докладе "Реформа электроэнергетики: промежуточные итоги, проблемы и перспективы", представленном на прошлой неделе в Москве.

Министерство энергетики прогнозирует, что потребность в генерирующей мощности по России вырастет с 208,76 ГВт в 2010 году до 237,42 ГВт в 2016 году. По оценке Минэнерго, установленная мощность электростанций ЕЭС России возрастет к 2016 году на 35,89 ГВт (16,9%) и составит 247,74 ГВт. Таким образом, потребность в электроэнергии должна быть, по оценке чиновников, перекрыта генерирующими компаниями даже с запасом. "Строительство электростанций на основе парогазового цикла, техническое перевооружение существующих энергообъектов с применением парогазовых технологий является приоритетным направлением технической политики в электроэнергетике России", - подчеркивается в документе. Министерство отмечает, что документ должен помочь "скоординированному планированию строительства и ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей".

Накануне утверждения Минэнерго схемы и программы развития ЕЭС в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная презентации аналитического доклада "Реформа электроэнергетики: промежуточные итоги, проблемы и перспективы". Инициаторами проекта выступили Фонд национальной энергетической безопасности и компания "ПРОФИ-групп".

Доклад впервые после ликвидации РАО "ЕЭС России" объединил мнения десятков ведущих экспертов, среди которых представители научного сообщества, властей различных уровней, регулирующих органов, главы энергокомпаний.

"Главная проблема в том, что наша электроэнергетика, несмотря на все преобразования, является "черным ящиком", и неизвестно, что из него еще выпрыгнет - может, Саяно-Шушенская ГЭС, а может, питерский блэкаут", - заявил один из авторов доклада, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Но одной из самых острых остается проблема готовности общества к дальнейшим преобразованиям отрасли. Как отметил участник исследования - научный руководитель Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ Евгений Яркин, "если сохранять низкий уровень тарифов, то нельзя гарантировать надежность и качество предоставляемых услуг". "Вариант замораживания тарифов нереалистичен, тарифы на услуги также будут расти. Однако необходимо оценить, насколько общество согласно платить за преобразования, получая адекватное повышение качества услуг", - сказал Яркин.

Если говорить о развитии энергетического комплекса столичного региона, эксперты считают, что жители Москвы и области могут быть спокойны - энергии потребителям хватит. Крупнейшая теплогенерирующая компания России - ОАО "Мосэнерго" (контролирующий акционер - "Газпром энергохолдинг") - в 2007-2008 годах ввела на своих электростанциях три парогазовые установки суммарной мощностью 1325 МВт. В ближайшее время "Мосэнерго" планирует ввести в эксплуатацию современный парогазовый энергоблок мощностью 420 МВт на столичной ТЭЦ-26. В компании проведен ряд мероприятий по повышению производственной эффективности и снижению операционных затрат, позволивших добиться экономии порядка 850 млн рублей.

Эксперты констатируют, что не все элементы новой структуры электроэнергетики развиваются синхронно. Если генерирующие компании в целом не только готовы к рыночным условиям, но и демонстрируют возможности эффективной деятельности, то другие инфраструктурные составляющие (в частности, электросетевое хозяйство) отстают в развитии.

В сущности, аналогичный вывод можно сделать и из схемы Минэнерго. Как следует из логики документа (который в основном посвящен перспективам развития генерации), именно строительство генерирующих мощностей должно стимулировать развитие сетевого хозяйства.

Эксперты также предполагают, что существующая сетевая инфраструктура может не справиться с тем объемом энергии, которую готовы выдавать в сети генерирующие компании. Как было отмечено экспертами, сейчас потери в сетях значительно превышают дореформенные показатели. Если во времена СССР нормой потерь считалось 10%, сейчас потери в сетях достигают 14%.

Оценивая сложившуюся ситуацию, другой автор исследования - заместитель генерального директора компании "ПРОФИ-групп" Елена Фирсанова отметила: "Если сравнивать электроэнергетику с человеческим организмом, то можно охарактеризовать ее состояние так: организм жизнеспособен, но не развит. Старые органы не выдерживают ритма, заданного новыми".

Проблема несинхронного развития элементов отрасли начала решаться до выхода документа Минэнерго самими участниками рынка. В частности, в августе такие крупнейшие генерирующие холдинги, как "Газпром энергохолдинг" и "КЭС", подписали соглашения с ФСК ЕЭС по координации взаимодействия при реализации инвестпрограмм.

Однако эксперты подчеркивают, что развитие отрасли необходимо обеспечивать с учетом планов развития других системных отраслей. А будущее российской электроэнергетики во многом зависит от позиции государства как гаранта стабильного функционирования отрасли в решении системных вопросов, в том числе по синхронизации развития электроэнергетики и других стратегических отраслей - топливной (газ, уголь, мазут и др.), транспортной, машиностроительной и прочих.