Предлагается усовершенствовать внутреннее устройство бездиффузорного выхлопного патрубка за счёт сглаживания обводов, установки профилированных кольцевых периферийных и разделительных лопаток и других мероприятий, что позволит перевести патрубок в разряд диффузорных и повысит экономичность ЦНД на 0,9... 1,3 % .
В ЦНД турбин сверхкритического давления мощностью 300-800 МВт с последней рабочей лопаткой длиной 960 мм использован выхлопной патрубок (см. рисунок) бездиффузорного типа, что не позволяет в должной степени реализовать высокие экономические показатели ступени. Дополнительные аэродинамические потери в патрубке вызываются продольными вертикальными и радиальными рёбрами, не учитывающими всех особенностей течения пара за ступенью, в частности закрутку на периферии и (при неполной нагрузке) в ядре потока. Оставляет желать лучшего также и аэродинамическое оформление задней стенки крышки цилиндра. В результате изложенного коэффициент полных потерь в таком патрубке достигает величины z= 1,4.
Выполненные в ЦКТИ проработки показали, что последние достижения отечественной науки и турбостроения позволяют, не выходя за стеснённые габариты штатного патрубка, добиться частичного восстановления энергии выходной скорости, уменьшить аэродинамические потери и снизить коэффициент полных потерь по крайней мере до величины z= 1,1... 1,2.
Для получения такого результата необходимо выполнить модернизацию выхлопного патрубка с усовершенствованием его внутреннего устройства (см. Рис.1) за счёт следующих мероприятий:
а - бездиффузорный выхлопной патрубок штатной конструкции;
б - модернизированный диффузорный патрубок;
в - полные потери в выхлопных патрубках различной конструкции
- установка кольцевых профилированных периферийных и разделительных направляющих лопаток для получения диффузорного эффекта;
- ·сглаживание обводов задней стенки;
- ·ликвидация продольных рёбер в верхней половине с переходом на стержневую конструкцию;
- ·организация отвода отработанного пара в конденсатор вдоль передней стенки патрубка.
Реализация указанных мероприятий позволит перевести выхлопной патрубок в разряд диффузорных, уменьшить потери и повысить экономичность ЦНД на 0,9... 1,3%.